Анивские новости

Министр туризма Артем Лазарев: мы видим потенциал развития всех территорий

— Артём Александрович, мы хотим выразить благодарность за то, что вы нашли время, несмотря на свою занятость. Я сам походник, много где по Сахалину был, и в Японии был, и в России. Мне эта тема близка. Вопрос забитый, затёртый — развитие туризма… Уже много говорилось, что-то сделано, что-то не сделано, какие-то проблемы до сих пор остро стоят. Что за эти годы было сделано нового, расскажите, пожалуйста.
— Наверное, только за последние два года, следует отметить, туризм в Сахалинской области переориентировался на внутренний. Ранее, по большому счёту, все туроператоры на территории Сахалинской области занимались выездным туризмом — в другие страны. В целом, поменялось: сначала ковидная история, потом спецоперация — и переориентировались на внутренний туризм. Сегодня все регионы, в том числе Сахалинская область, поняли, что на этом можно и нужно зарабатывать. И, помимо прочего, туризм тянет за собой развитие и других, смежных отраслей, таких, например, как общественное питание, гостиничный бизнес, производство сувенирной продукции. Сегодня многие, кто хочет идти в ногу со временем и подстраиваться, видят в этом растущий рынок, видят в этом бизнес.
В целом, если говорить, что сделано за последние годы, то, в первую очередь, проведена большая работа по установке навигации на основных туристических маршрутах. Если вы сегодня поедете даже в самый отдалённый район нашей области, то практически на всех маршрутах, которые знают сахалинцы, есть навигация с базовой информацией по объекту посещения.
Артём Лазарев. Фото автора.
Артём Лазарев. Фото автора.

Во-вторых, это, конечно, туалетные модули. Если не ошибаюсь, на сегодняшний день уже более тридцати туалетных модулей по всему Сахалину. При том, они очень приличные. Даже москвичи, которые сегодня приезжают на Сахалин отдыхать, удивляются, какие красивые туалетные модули.
Далее, мы первыми на Дальнем Востоке защитили национальный брендовый маршрут, в который вошли основные сахалинские фишки: бухта Тихая, Великан, Лягушка, Горный воздух. Есть определённые требования, которые предъявляются к таким маршрутам: всесезонность, узнаваемость, разнопланновость. Была задача — войти в пятёрку России. Мы первые на Дальнем Востоке. Теперь задача — обустроить всё. Тот же, допустим, мыс Великан: в Корсаковской администрации занимаются сейчас установкой малых архитектурных форм.
Если говорить про пляжные территории, то мы потихоньку занимаемся этим из года в год. Например, в Александровске-Сахалинском у нас просто шикарнейшая набережная с амфитеатром, раздевалками, душевыми, с туалетами…
— Это уже в этом году?
— Да, они должны (появиться — примечание автора) уже в сентябре месяце… В конце августа вообще обещали, но в сентябре первый этап — картинка чтобы была. И анивской администрации мы дали деньги, чтобы они там, где отсыпали, провели укрепительные работы. Они сделали дорожки, установили малые архитектурные формы, спортивные площадки. Конечно, в этот сезон уже не успеют. А вообще есть идея на следующий год — губернатор уже дал поручения — сформировать эти стратегические проекты: пляжные территории. Эту историю приведём в стандарт для муниципалитетов, чтобы к следующему сезону в каждом муниципальном образовании наиболее излюбленные местными жителями места были обустроены в минимальном стандарте. Например, анивская администрация сделала локальное решение: поставили шезлонги, поставили место, где можно ноги помыть. Вот такие вещи на каждом пляже должны быть: душевые, раздевалки, туалет, шезлонги. К этому подтягивается бизнес. У меня вообще была идея, чтобы все пляжи передать частным предпринимателям, чтобы они могли там установить заведения общественного питания, чтобы, например, шезлонги сдавали в аренду, чтобы их не ломали и за ними ухаживали, и чтобы попутно следили, допустим, за туалетом и чистотой на этой территории. Например, в Анивском районе, я знаю, предприниматель за 250 рублей выдаёт шезлонги на день. Мне кажется, это абсолютно приемлемая цена. В Холмском районе тоже по этому пути пошли. И сейчас задача — каждую территорию обустроить.
Если говорить про дальнейшее обустройство… По маяку Анива — тоже следует остановиться — сейчас идёт проектирование этого объекта для того чтобы оценить стоимость работ и осмотреть возможность финансирования восстановления маяка. В прошлом году первичное обследование, сейчас должно быть второе обследование.
— Это будет совместно с министерством обороны?
— Он находится в минобороны, и он, скорее всего, останется в минобороны. Была идея совместно с "Газпромом" эту историю реализовать. У них есть такая программа "Маяки России", где они в рамках своей социальной ответственности восстанавливают маяки. Но минобороны их не отдают, поскольку стратегический объект. Поэтому правительство Сахалинской области выделило грант подведомственному учреждению для того, чтобы хотя бы оценить стоимость работ.
— Поездки на маяк также будут в частных руках? Там же не совсем легальный туризм. Какие-то инциденты случаются.
— Инциденты случаются, потому что маяк не совсем пригоден, давайте говорить откровенно, для посещения. Он функционирует как объект минобороны. Надо его обустраивать. Вместе с тем там сейчас паломничество, откровенно говоря. Все пытаются эту историю монетизировать. Даже некоторые предприимчивые местные жители закупили моторные лодки. С одной стороны, это хорошо, с другой стороны, действительно, это не совсем безопасно. Мы планировали запустить туда 50-местный катамаран, который сейчас ходит на Монерон со среды по воскресенье, но по катамарану получается очень тяжёлая длительная логистика. Он безопасный, как раз рассчитан на комфортное пребывание. Планировалось, что он будет ходить с Корсакова, но получается очень длительный переход. Поэтому сейчас катамаран ходит на Монерон, потому что более короткая логистика, занимает в зависимости от погоды 3‑2,5 часа туда и обратно, это гораздо проще переносится. Плюс Монерон — новая локация для массового туриста, очень хорошо продаются билеты. Спрос есть. Когда мы открыли продажи, весь август был за два дня уже расписан. Спрос очень большой, и он, думаю, будет расти. Единственное стоит отметить, что когда мы сделали первые рейсы, был ряд замечаний от туристов: они хотят организованные экскурсии с экскурсоводами, чтобы им рассказывали про остров. Будем заниматься и водными экскурсиями.
Монерон, август 2014 года. Фото автора.
Монерон, август 2014 года. Фото автора.

Монерон — это вообще, мне кажется, место, на котором можно делать всё что угодно, только фантазия ограничивает. Там можно и на сапах кататься в этом ковше, к морским животным подходить, там гроты 15-метровые вулканического происхождения, красивейшие. Там кто-то купается, кто-то гуляет, там есть телеграф, там очень много достопримечательностей, надо просто заниматься развитием. Чтобы не угробить природу острова, надо заниматься обустройством инфраструктуры. Люди сами не должны гулять по острову. Должно быть сопровождение экскурсоводов и инспекторов. Это такое направление, которое мы разрекламировали, оно очень хорошо "полетело". Сегодня дайверы, которые что-то в нашей стране значат, побывали и оценили потенциал (острова — примечание автора). Уже на следующий год они готовы бронировать Монерон под будущие группы. Очень интересно.
— Мы там были в 2014 году. Место, где можно было свободно гулять, было ограничено — там буквально менее километра, эти дорожки. Как-то будет дальше расширяться?
— Да. Мы закупим до конца года материал. В следующем году прямо к сезону подготовим больше маршрутов, поставим информационные знаки, малые архитектурные формы. Вот знаете, можно привести в пример "Горный воздух". Мы сейчас совместно с "Горным воздухом" и министерством спорта обустроили тропы, там же стоят беседки, лавочки, шезлонги, качели. И совершенно другое настроение, когда ты теперь гуляешь по этим тропам. Посещаемость "Горного воздуха" выросла в 2,5 раза в летний сезон по сравнению с прошлым сезоном. При том, что в будние дни "Горный воздух" работает с 16 до 22 часов. А если бы он работал, условно говоря, с 12 часов или с 10 часов, посещаемость была бы ещё больше. "Горный воздух" очень востребован и развивается сейчас как круглогодичный курорт. Вот эти тропинки — мы сейчас отработали с Кисловодским институтом, который разработал предложения по лечебной ходьбе. Они будут предлагать для разного уровня физической подготовленности, в зависимости от заболевания, дозированную нагрузку, чтобы это шло на пользу здоровью. Они дадут рекомендации по обустройству, опишут растения, которые растут на этих дорожках. Легендами занимаемся по каждой туристической тропинке.
— Легенды на основании каких-то древних сказаний? Или что-то своё?
— Ну, мифы и легенды — такая история, на самом деле, сами понимаете… Сессии форума "ОстроVа" в том числе были посвящены написанию легенд под эти тропы. Мы этот форум использовали, дети очень интересно делали презентацию. Допустим, тропу "Восьмёрка" они как бесконечность описывали, как связь с коренными малочисленными народами. То есть не на пустом месте, а на основании легенд, на культе каких-то животных, того же медведя… Очень интересно сделали тропы "Детскую" и "Восьмёрку". Надо эту историю продолжать развивать.
Сейчас в Долине туристов организованы конные прогулки. Подъёмники работают на гору Красную. Можно спуститься, и там есть конные прогулки. Тоже очень востребованы. И вот много таких идей, чтобы загрузить в курорт в летнее время. Почему в летнее, потому что самый классический пример это, конечно, "Роза Хутор", у которого, говорят, посещаемость летом больше, чем зимой, а расходы на содержание летом значительно меньше. То есть у них в основном заработок идёт за счёт лета. "Горный воздух" действительно шикарное место и он будет только развиваться. Гостиницы новые там строиться будут, какие-то кемпинги будут строиться. В Южно-Сахалинске это будет точка притяжения.
— Мы знаем, что "Горный воздух" в первую очередь — это зимний курорт. Какие-то цифры есть, сколько за этот зимний период посетило туристов?
— Если в прошлый сезон у нас было 204 тысячи, то в этом году это 250 тысяч. То есть на 20% возросло количество туристов. При том, я уверен, что эта цифра будет расти. Оптимистично мы ставим до 300 тысяч в этом году. Тут два фактора. Первое — это места для размещения туристов. Жители, у которых есть квартиры возле "Горного воздуха", сориентировались и очень активно предлагали своё жилье к сдаче именно в горнолыжный сезон. Так же как, кстати, жители Курильских островов, потому что там туристический поток растёт, все свои квартиры стараются сдать, чтобы эту историю монетизировать. Плюс строительство нового аэропорта, который способен принять до пяти миллионов человек. "Горный воздух", бесспорно, будет развиваться.
— В основном, развитие туризма приходится на южную часть острова. Может, есть какие-то прогнозы, планы, перспективы развития остальной части острова?
— Хороший вопрос. На самом деле, мы видим потенциал развития всех территорий. Почему юг, потому что это основное место посещения. Три четверти туристов именно на юге: "Горный воздух", лагуна Буссе, устрицы, маяк и т. д. и т. п. Это такие ключевые места, легкодоступные, всем нравится. Туроператоры по югу возят, проблем никак нет. Если говорить про перспективы дальнейшего развития, у нас сегодня заключено с Ростуризмом соглашение, они занимаются разработкой межрегиональной схемы развития туризма. Туда вошли Приморский край, Сахалинская область и Камчатский край. Мы как раз в эту межрегиональную схему постарались включить территории, которые, с нашей точки зрения, могут быть потенциально интересными для развития, но которые ещё не вовлечены. Мы туда включили западное побережье: Невельский район, Холмский район. Мы включили Долинский район, в частности село Советское, потому что там есть термальные источники, которыми надо заниматься. Мы включили Александровск-Сахалинский район. Тоже очень интересное место. Мне кажется, Александровск-Сахалинский незаслуженно обделён вниманием. Туристов туда не возят. Хотя сегодня до Тымовского поезд ходит, автобус ходит, самолёт летает — 1 час 10 минут. Стоимость — 2800 рублей, если не ошибаюсь. Проблем вообще никаких нет. Чеховское наследие очень интересное. В Александровске-Сахалинском просто шикарнейшее побережье. Там есть всё, что касается морепродуктов, деликатесов. Это самый посещаемый пляж в центральной и северной части нашего острова. Александровск-Сахалинский — это тоже одна из точек притяжения, мы его будем развивать. И ещё мы включили туда Ногликский район с Дагинскими источниками и рыбалкой.
Мы сейчас очень детально прорабатываем концепцию развития туризма, где предусмотрено развитие тех территорий. Проработка будет длиться весь год. Только в последних числах декабря мы поставим какую-то точку, защитим мастер-план развития территории и уже дальше будем бороться за финансирование. Это, кстати, финансируется за счёт Ростуризма. Поэтому стараемся все территории охватить.
Маяк Жонкиер, июль 2016 года. Фото автора
Маяк Жонкиер, июль 2016 года. Фото автора

Ну и конечно, Курильские острова. К ним сейчас приковано повышенное внимание со стороны федеральных властей. Они всё чаще звучат в повестке. Вообще, хочу сказать, Курильские острова в рекламе не нуждаются. Как только появляются свободные билеты, они буквально в течение дня раскупаются. Было три рейса в неделю, потом семь рейсов в неделю, сейчас на Итуруп десять рейсов в неделю. И там, видите, яблоку негде упасть, негде остановиться. Если говорить про Кунашир и Шикотан, то тут, конечно, терминал и взлётно-посадочная полоса (нужны — примечание автора) для того чтобы принимать воздушные суда большей вместимости. Ну и по Кунаширу в общем проблемы те же. Хоть два теплохода поставили, поток, конечно, туристический растёт из года в год. Но опять же, мы тут пытаемся соблюсти некий баланс. У нас нет задач, допустим, как в Приморском крае, чтобы три миллиона туристов посещали Сахалинскую область. Мы хотим всё-таки сохранить природу, чтобы это была нагрузка дозированная. Поэтому гостиницы там будем строить ограниченно.
Вулкан Тятя, Кунашир. Ноябрь 2015 года. Фото автора.
Вулкан Тятя, Кунашир. Ноябрь 2015 года. Фото автора.

Сейчас главная задача — это оперативно строить (в регионе в целом — примечание автора) средства размещения, гостиницы, причём как гостиницы капитальные, так и гостиницы эконом-класса, лёгкие, типа кемпинга-глэмпинга, для того чтобы туристы с разным бюджетом могли отдыхать. Ну и надо заниматься сервисом. Надо опять же понимать, что мы стоим в начале пути, именно по внутреннему туризму. И над сервисом надо работать: гостеприимство, доброжелательность, улыбка. Как сказал один из спикеров "ОстроVов", надо работать над "бесшовностью". То есть начиная с того, как ты прилетел, (а они уже — примечание автора) с табличкой стоят. Например, в Таиланде, Вьетнаме, тебе накинули бусы какие-то, вокруг тебя пляшут, всё, ты понял, что ты на отдыхе, можешь расслабиться. На Сахалине надо создавать эту атмосферу, над этим работать с туроператорами. Этого крайне не хватает. Хотя общепит у нас, считаю, на хорошем уровне.
— Какие-то идеи от частного бизнеса к вам поступают и что-то берёте в работу?
Частных инициатив очень много, по той же лагуне Буссе много желающих. На Буссе, допустим, марикультурный кластер хотят сделать, заниматься производством товарной аквакультуры, выращиванием беспозвоночных морских деликатесов. Проектов на самом деле очень много: коллективные средства размещения, занятия водными видами спорта… У нас нет простых вещей, которые делаются очень легко. Вот девушка приезжала на "ОстроVа" в качестве эксперта. Она говорит: слушайте, вот у вас на сайте GoSakhalin есть кайт-сёрфинг, покажите мне, пожалуйста, где хоть одна кайт-станция у вас на Сахалине, я хочу покататься. Тут люди сами по себе чем-то занимаются. Они приходят, мы пытаемся с администрацией что-то выстроить, чтобы им дали землю, чтобы они могли там что-то поставить, хотя бы пока не в капитальном варианте. Это вещи, которые надо быстро запустить, чтобы они работали. Но…придумаем. В начале пути. Сейчас будем исправляться. Плюс у нас сейчас хорошая грантовая поддержка за счёт Ростуризма на все эти некапитальные средства размещения, туристическое оборудование и т. д. Занимаемся, но хочется, конечно, быстрее, откровенно говоря.
— А сколько вообще в регионе на данный момент разработано туристических маршрутов? И какие маршруты планируется разработать дополнительно?
— Что такое туристический маршрут? Это комбинация объектов туристического показа, и как ты их комбинируешь. У нас их более 90. Если говорить про новые маршруты, то в основном это, конечно, комбинируется со старыми наиболее популярными местами. Потому что это проще, они всем нравятся, и задача — продолжать заниматься их благоустройством. Каких-то прям новых… на Монерон запустили массового туриста. Пляжи обустраиваем в Александровске-Сахалинском. Ноглики — искренне хочу, чтобы эта история тоже развивалась. Потому что Ноглики, смотрите, совместно с администрацией дали источники в частные руки предпринимателю, который — вот Сах.ком часто писал, что температура упала, ещё что-то — он взял почистил всё это, температура восстановилась. Там чистота, порядок, инспектор постоянно смотрит.
Александровск-Сахалинский тоже. Музей имени Чехова — это просто шикарнейшее место. Это очень зелёный, очень уютный город, такие места шикарные, ну просто грех туда не возить людей. Его просто надо раскрутить и подать. Час лёту на самолёте может себе любой позволить. На поезде буквально ночь — сел, спокойно доехал. Но тоже — где жить? Нет гостиницы, нет средств размещения, надо развивать. Где общепит? Нет общепита в Александровске-Сахалинском. Всё, конечно, зависит от туристического потока. Допустим, Догузова (Зарина Догузова, руководитель Ростуризма. — примечание автора) говорит: что должно быть первое — инфраструктура или туризм? Всё должно идти в ногу со временем. Я с ней согласен. Люди видят, что если есть рынок, на этом можно зарабатывать.
— Cколько у нас туроператоров в регионе?
— Туроператоров 30, турагентов — 64. Итого 94. Кто-то работает как самозанятый. Вот именно кто отчитывается, их — 30 и 64.
— С каким трудностями сталкивается областной туризм с сложившихся условиях?
— Поток (интуристов — примечание автора) с одной стороны прекратился, с другой стороны туристический поток растёт за счёт россиян.
— То есть санкции по большому счёту не повлияли?
— Ну они влияют, знаете, в каком плане? Где закупать расходники для гостиниц. Допустим, раньше всё завозилось с Китая, было проще. Ну и сейчас, конечно, завозят, просто тяжелее стало. Программные комплексы, какие-то приложения, с которыми работать перестали. А с другой стороны, это возможности для бизнеса переориентироваться. Встал вопрос с теми же воздушными судами. Тот же "Архипелаг Онекотан" хотел купить самолёты. Рассматривал, в том числе, Канаду. А сейчас, где эти самолёты построить, чтобы туристов возить? Тот же Парамушир, есть проблема. Допустим, была встреча с представителем компании "Аврора", и он тоже показывал стратегию развития. Сейчас будут самолёты "Байкал" строить в России. Но одно дело, когда в лизинг, или строить в Америке или Европе, другое дело, когда ты должен переориентироваться на внутренний рынок. Но в целом, если говорить по потоку, то у нас он только растёт, доходы туроператоров растут. В этом плане мы точно не пострадали, наоборот, мы приросли. Но какой-то сегмент потеряли. Но когда-то всё равно помиримся, в конце концов.
— То есть в планах есть развитие с ближайшей заграницей — Кореей, Японией?
— Планы сейчас — это всё-таки выстроить (отношения — примечание автора) либо с нейтральными, либо с дружественными странами АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион). Представители "Авроры" задавали вопрос, как организовать сообщение в Китай, Вьетнам, Таиланд. Сейчас идёт работа, чтобы эти страны к нам приезжали, а мы туда. Ещё вопрос воздушных коридоров, где можно летать, где нельзя. Если раньше в Таиланд можно было долететь за четыре часа, то сейчас — 24 часа.
— Спасибо вам за интервью!

0 3670 4
Новости по теме